История создания
Становление и развитие корпоративного управления в России прошло несколько этапов. В 1990-е годы отечественный бизнес по существу игнорировал значение корпоративного управления. Само это понятие было малоизвестно в России. В период приватизации, в ходе острой борьбы за контроль над промышленными активами функции собственности и управления фактически не различались. Следствием стало формирование негативного имиджа России как страны с крайне высоким уровнем инвестиционного риска. Это препятствовало притоку капиталовложений в экономику и серьезно понижало капитализацию российских компаний.
В начале 2000-х годов ситуация в российском деловом сообществе стала меняться. Руководители крупных корпораций постепенно пришли к отчетливому осознанию того факта, что совершенствуя нормы корпоративного управления, повышая транспарентность ведения бизнеса, соблюдая права и интересы инвесторов и миноритарных акционеров, можно заработать гораздо больше, недели выводя капиталы из страны.
В апреле 2002 года Федеральная комиссия по ценным бумагам обнародовала Кодекс корпоративного поведения, в котором были зафиксированы принятые в мировой практике четкие нормы и правила взаимоотношений между собственниками, менеджментом и акционерами компаний.
В это время стало очевидным, что ни государство, как внешний регулятор рынка, ни бизнес изолированно друг от друга не в состоянии справиться со столь многоплановой задачей, как формирование практики корпоративного управления в соответствии с лучшими современными образцами.
Осенью 2002 года по инициативе Правительства РФ и при активной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей было принято решение о создании Национального совета по корпоративному управлению. Его учредительная конференция состоялась в марте 2003 года. В состав Совета вошли руководители государственных органов исполнительной и законодательной власти, ведущих российских корпораций и предпринимательских ассоциаций.
Председателем НСКУ был избран Владимир Потанин, президент компании «Интеррос». В состав Президиума — коллегиального органа управления НСКУ входят авторитетные представители российского бизнеса — президент — председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин, президент РЖД Владимир Якунин, председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин, президент РСПП Александр Шохин, председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс.
Основными направлениями деятельности Национального совета стали:
- Совершенствование корпоративного законодательства.
- Проведение экспертных исследований в области корпоративного управления.
- Систематизация, анализ и целевое распространение информации о практике корпоративного управления в российских и зарубежных компаниях.
Постепенно НСКУ превратился в площадку для согласования позиций государства и бизнеса по наиболее актуальным вопросам корпоративного управления.
2000-е годы прошли под знаком формирования и развития ключевых институтов корпоративного управления в российских компаниях.
- В советах директоров начали действовать специализированные комитеты — по аудиту, стратегическому развитию, кадрам и вознаграждениям. В них появилась такая диковинная по тем временам фигура, как независимый директор.
- Согласно исследованиям международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, наметилось медленное повышение информационной открытости российских компаний.
- В некоторых крупных компаниях собственники перешли к стратегическому планированию, передав менеджменту руководство оперативной деятельностью.
К середине 2000-х годов наиболее ощутимого прогресса в повышении стандартов корпоративного управления добились «Вымпелком», МТС, АФК«Система», «Лукойл», «Норильский никель», Банк ВТБ, МДМ-Банк, «Вимм-Билль-Данн».
Наметившиеся позитивные тенденции представляют лишь начало процесса повышения качества корпоративного управления в России.
Недостатки отечественной практики корпоративного управления типичны не только для стран с переходной экономикой, но и для отдельных государств Европейского союза. Это:
- Формальный, декоративный характер многих корпоративных процедур.
- Ущемление прав миноритарных акционеров,
- Слабость системы внутреннего контроля, ее подчиненность менеджменту компании.
- Ключевой институт корпоративного управления — совет директоров — пока еще недостаточно уверенно чувствует себя на российской почве.
В целом, совершенствование корпоративного управления пока остается сферой интересов крупных компаний — «голубых фишек», акции которых котируются на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах, на российских фондовых площадках — ММВБ и РТС.
Разразившийся в 2008 году глобальный финансовый кризис обозначил наиболее очевидные «болевые точки» как в российской, так и в международной практике корпоративного управления:
- Слабость системы управления всеми видами рисков.
- Отсутствие необходимых профессиональных качеств у многих топ-менеджеров и членов советов директоров.
Кризис опроверг целый ряд стереотипов, которые до недавнего времени были распространены в теории и практике корпоративного управления.
В своей практической деятельности российский бизнес продолжает сталкиваться с проблемами, которые должным образом не урегулированы корпоративным законодательством.
Сегодня корпоративное управление в России миновало начальный этап становления и подошло к качественно новому рубежу в своем развитии. На повестке дня стоит сложная задача — наполнить существующие институты и процедуры корпоративного управления реальным содержанием.
В российском деловом сообществе начинается поиск контуров новой модели корпоративного управления. Модели, в которой больший акцент будет сделан на:
- Финансовый менеджмент и управление рисками.
- Совершенствование внутреннего аудита и повышение транспарентности ведения бизнеса.
- Совершенствование деятельности советов директоров и повышение требований к профессиональному уровню их членов.
- Соблюдение прав и интересов всех категорий инвесторов и акционеров.