Актуальные мнения

Владимир Потанин | Корпоративное управление в современном мире. Картинка 1

Владимир Потанин

Президент — председатель правления ПАО «ГМК «Норильский никель»,
Председатель Национального Совета по корпоративному управлению

«Результаты деятельности компании „Норильский никель“ за последние годы свидетельствуют о том, что мы достигли большого прогресса в корпоративном управлении. Это стало возможным благодаря установлению нормальных взаимоотношений между акционерами. Компания стала более эффективной, более привлекательной для инвесторов. Нам удалось обеспечить плановую доходность, которая была важна некоторым инвесторам. … Много изменений произошло в корпоративном управлении, в работе совета директоров и комитетов при нем. У нас реально работоспособные комитеты, нам удалось не номинально, как это бывает в других крупных публичных компаниях, а реально включить в работу „Норникеля“ наших независимых директоров. И я не вижу, чтобы кто-то из акционеров был заинтересован в нарушении сложившегося баланса интересов».

Из интервью газете «Ведомости», 21 декабря 2016 г.


«Сейчас настал период переосмысления отношения к корпоративному управлению, которое многие годы верой и правдой служило наиболее современным российским корпорациям, помогало им развиваться и привлекать инвесторов. Я думаю, что, прежде всего, корпоративное управление должно и будет развиваться в сторону совершенствования управления рисками. Оно должно обеспечить более высокое качество управления рисками для всех компаний и банков, как государственных, так и частных структур.

На мой взгляд, именно это стало наиболее узким и наименее защищённым участком корпоративного управления в ходе кризиса. Оказалось, что даже лучшие бизнес-практики не гарантируют правильного учёта и понимания этих рисков. И корпоративное управление в первую очередь должно быть направленно на описание производственных и управленческих процессов, которые были бы призваны эти риски даже не столько ограничивать, сколько вовремя выявлять и правильно регулировать. И вот здесь очень важно не выплеснуть, как говориться, ребёнка вместе с водой. Ужесточая правила и регулируя риски важно не лишить предпринимателей главного, что они, собственно говоря, умеют делать — это принимать на себя эти самые риски».

Из интервью пресс-службе НСКУ 29 февраля 2012 г.


«Кризис выявил немало слабостей и противоречий в сложившейся модели корпоративного управления, причем не только в России, но и за рубежом. Сейчас необходимо определиться с тем, какие механизмы корпоративного управления доказали свою жизнеспособность, а что нуждается в глубоком реформировании. Ясно одно: без построения эффективной, отвечающим новым реалиям системы корпоративного управления невозможно на прочной, долговременной основе вновь выстроить отношения с инвесторами и обезопасить бизнес от кризисных рецидивов».

Приветствие участникам III Корпоративного Форума НСКУ, Москва, 24 ноября 2009 года.


«Поступательное развитие корпоративного управления в нашей стране обусловлено несколькими факторами. Во-первых, российская экономика все больше вовлекается в процессы экономической глобализации. Во-вторых, завершается структуризация корпоративной собственности.

Резко усилилось взаимодействие крупных российских компаний с мировым финансовым рынком. Лидеры нашей экономики значительно активизировали свою международную экспансию, в том числе через приобретение иностранных активов. Компании второго эшелона, нарастившие серьезные амбиции, осознали необходимость привлечения внешнего финансирования — через поиск стратегического инвестора или выход на фондовый рынок. Причем речь идет уже не о единицах, как четыре года назад, а о многих десятках отечественных предприятий. Наконец, изменялись и совершенствовались требования регуляторов и нормы законодательства.

Все это потребовало от собственников компаний глубокой перестройки их внутренней жизнедеятельности и в первую очередь освоения международных стандартов корпоративного управления. Предприниматели — люди прагматичные. Именно практическая потребность коммуникаций с мировым инвестиционным сообществом заставила их совершенствовать формы и инструменты организации бизнеса. А современные стандарты корпоративного управления — это и есть общая платформа взаимодействия в международной деловой среде».

Из статьи «Некоторые итоги в начале пути», Коммерсантъ Business Guide «Корпоративное управление», 28 мая 2008 г.


«Роль корпоративного управления в обеспечении эффективной деятельности как отдельных компаний, так и всей национальной экономики в условиях глобализации финансовых рынков повышается буквально на глазах и уже не требует доказательств».

Из Предисловия к первому выпуску «Национального доклада по корпоративному управлению», Москва, апрель 2008 г.


«Мы пришли к пониманию необходимости установления уровня защищенности прав собственности и активов как таковых. Это позволило в последние три-четыре года сконцентрировать внимание на улучшении качества активов и повышении уровня корпоративного управления. В частности, я имею в виду прозрачность и достоверность финансовых отчетов, представляемых компаниями».

«Самое главное, что, на мой взгляд, произошло у нас в стране за последнее время, это то, что корпоративное управление перестали воспринимать как дань моде. И на него даже перестали смотреть исключительно как на способ привлечения инвестиций. Мы поднялись до понимания того, что это — эффективный механизм управления нашими компаниями».

Из выступления на круглом столе «Корпоративное управление и взаимные инвестиции. Россия — США», Нью-Йорк, 21 мая 2007 г.


«Еще несколько лет назад проблематика корпоративного управления была малоинтересной для российского бизнес-сообщества. Сегодня ситуация во многом изменилась в положительную сторону: многие деловые люди в России осознают привлекательность высоких стандартов корпоративного управления прежде всего как положительный фактор для развития собственного бизнеса».

Из выступления на круглом столе «Корпоративное управление — гармонизация стандартов России и ЕС», Лондон, 22 марта 2006 г.


«Проблемы в развитии корпоративного управления тесно связаны с внешней средой для компаний, с действиями государства, регулирующих органов, позицией общественного мнения. Хотел бы подчеркнуть, что направление движения в этой области подсказано нам в приветственном обращении президента нашей страны к участникам конференции. Только заинтересованная работа государственных органов и бизнеса поможет успешно решить эти проблемы. Убежден, что мои коллеги по бизнесу не рассматривают корпоративное управление как какой-то не важный вопрос, решение которого можно отложить в долгий ящик. Я уверен, что мы обязательно найдем общий язык по этой теме с представителями государственной власти и надеемся донести нашу согласованную позицию до общественного мнения».

Из выступления на I Международной конференции НСКУ «Корпоративное управление и экономический рост в России», Москва, 3–4 июня 2004 г.


«Корпоративное управление — это то, что формирует культуру ведения бизнеса, а она создается не сразу, а годами. И толчком для новых усилий по совершенствованию корпоративного управления часто служит не какое-то отдельное событие, а ряд факторов. Хотя, конечно, последние корпоративные скандалы, происшедшие в мире, привлекли дополнительное внимание к проблеме корпоративного управления. Если инвесторы и так всегда считали, что корпоративное управление — один из важнейших факторов инвестиционной привлекательности компании, то сейчас эти вопросы стали еще более актуальными. Поэтому и было решено создать НСКУ».

«Проблема улучшения культуры предпринимательства бесконечна во времени. Нельзя в какой-то момент остановиться и сказать: все, мы достигли в этой области совершенства. Наша задача — создать постоянно действующий механизм совершенствования деловой культуры. Ведь то, что актуально сегодня для корпоративного управления, через некоторое время может устареть, измениться, могут появиться новые требования. И наша задача — вовсе не в том, чтобы достичь какого-то конечного результата и сказать: все, мы создали идеальное корпоративное управление. Такого никогда не будет. Но корпоративное управление, отвечающее требованиям жизни, может сделать компании более привлекательными с точки зрения инвесторов, общественного мнения, работников».

Из интервью газете «Коммерсантъ», 16 апреля 2003 г.


Учредители